Skip to content

Дефицит, нехватка…что делать?

Фраза «дышать на ладан» очень уместна в описании ситуации, сложившейся в системе оказания медпомощи в учреждениях ФСИН. В оказании помощи осужденным существуют проблемы, а конкретно:
1. Дефицит средств, выделяемых на снабжение медпрепаратами и оборудованием. Рассматривая динамику показателей финансирования за 2011-2013 годы в контексте общего состояния экономики страны за последние годы, можно с достаточной степенью уверенности говорить о том, что проблема с лекарственным и техническим обеспечением УИС до сих пор не решена.
Из этого вытекает увеличение количества обращений лиц, находящихся в МЛС, и их родственников в различные госорганы (прокуратуру, управления ФСИН РФ по субъектам, уполномоченным по правам человека различных уровней), а также в правозащитные организации, оказывающие правовую помощь заключенным и осужденным.
2. Нехватка узкопрофильных специалистов – невропатологов, хирургов, терапевтов, онкологов, инфекционистов и т. д. В сложившейся ситуации с дефицитом финансирования медчастей УИС и «нереспектабельности» работы, все меньшее количество квалифицированных специалистов идут туда работать. Многие отдают предпочтение гражданским или частным медучреждениям, причем даже соцгарантии медработникам УИС не являются сдерживающей причиной. Массовый отток специалистов – усугубление ситуации, кадровый «голод».
3. Отсутствие сотрудничества между региональными учреждениями ФСИН и муниципальными больницами для оказания медпомощи лицам, отбывающим наказание.
«1. Лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации… 3. При невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных»2
2 Статья 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
4. Халатное и несвоевременное диагностирование заболеваний. На первом месте – онкология. Злокачественные новообразования, часто не выявляются вплоть до последней стадии. При этом заболевание зачастую протекает бессимптомно. Когда же от заключенного поступают жалобы на дискомфорт и неявные изменения в функционировании отдельных органов, это, как правило, остается без внимания со стороны медицинского персонала учреждений УИС.
Итог плачевный, когда пациенту ставят диагноз «это уже неизлечимо» и назначают курс обезболивающей терапии. И тут тоже проблема – во многих медчастях МЛС ее нет.
Согласно данным ФСИН, в 2015 году скончалось 3977 человек. Основные болезни это сердечно –сосудистые заболевания, ВИЧ, травмы, отравления, онкология, туберкулез, гепатит. После проверки Генпрокуратурой РФ выяснилось, что Минздрав «провалил» госзакупки антиретровирусных препаратов (АРВ-препараты).
Финансирование лечебно-профилактических учреждений и медицинских подразделений УИС в 2011-2013 гг. (в тыс. рублей) 1

1http://www.fsin.su/structure/medicine/omsf/index.php

В ситуации, когда тяжелобольному нет возможности в полной мере оказывать медпомощь, исправительные учреждения (ИУ) отказывают в освобождении. Постановление Пленума Верховного суда РФ гласит «определяющее значение имеет установленное судом наличия у осужденного тяжелой болезни, препятствующей отбыванию им назначенного наказания». Видимо, и это ИУ повсеместно игнорируют. Под сомнение ставятся и объективные медицинские заключения комиссий, состоящих в основном из сотрудников ФСИН. «Врачи должны быть подчинены Министерству здравоохранения и оказывать услуги по заключаемым между ним и ФСИН России контрактам, — считает правозащитник Сергей Петряков. — Только при такой расстановке сил удастся искоренить круговую поруку, процветающую в исправительных учреждениях, когда врачи в погонах вынуждены в процессе лечения руководствоваться «интересами службы», а не своих пациентов».

Когда надежды на справедливость российских судов нет, то обращения идут в ЕСПЧ, и за последние годы в пользу истцов, пострадавших от «дышащей на ладан» системы, Европейским судом по правам человека было взыскано с правительства РФ компенсаций на сумму 565 тысяч евро.

Существует документ, регламентирующий вопросы медпомощи осужденным – Приказ Минздравсоцразвития РФ N 640, Минюста РФ N 190 от 17.10.2005 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу». Но, по словам многих правозащитников, все это остается только лишь на бумаге, реалии совершенно другие.

One Comment

  1. test wrote:

    извечные вопросы — что делать? и кто виноват?

    Воскресенье, Март 4, 2018 at 19:24 | Permalink

Post a Comment

Your email is never published nor shared. Required fields are marked *
*
*